- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 23RS0021-01-2024-000269-60 |
Дата поступления | 24.01.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Кравченко Наталия Алексеевна |
Дата рассмотрения | 07.02.2024 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | Красноармейский районный суд |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 24.01.2024 | 16:40 | 24.01.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 24.01.2024 | 16:53 | 25.01.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 25.01.2024 | 14:57 | Административное исковое заявление принято к производству | 25.01.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 25.01.2024 | 16:32 | 25.01.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 31.01.2024 | 10:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 25.01.2024 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.01.2024 | 10:50 | 31.01.2024 | ||||||
Судебное заседание | 07.02.2024 | 09:30 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 31.01.2024 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.02.2024 | 17:30 | 20.02.2024 | ||||||
Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле | 12.02.2024 | 10:00 | 20.02.2024 | ||||||
Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства | 12.02.2024 | 17:51 | 20.02.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 16.02.2024 | 17:40 | 20.02.2024 | ||||||
Дело оформлено | 16.02.2024 | 17:52 | 20.02.2024 | ||||||
Дело передано в архив | 28.08.2024 | 18:28 | 29.08.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Васин Юрий Валентинович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | И.о. прокурора Красноармейского района Краснодарского края Афисов Я.В. | 1032304930020 | |||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Избирательная комиссия Краснодарского края | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Совет муниципального образования Красноармейский район | 2336022002 |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционное представление (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Краевой Суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 02.07.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 13:40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 02.07.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
№ 2а-447/24
УИД -23 RS 0021-01-2024-000269-60
Решение
именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года ст. Полтавская
Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Кравченко Н.А.,
с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Красноармейского района Краснодарского края Гриненко В.В.,
представителей административного ответчика – Совета муниципального образования Красноармейский район – Дерявко Р.Н., Максименко Е.П., Дыбля А.Г., Шутка М.В., Дробышева А.М., Асламова Э.Е., Кумпан Д.А., Строгановой А.И., Малютиной С.С., Ревенко В.И., Цыганок Д.А., Фоменко А.Н., Сушко И.А.
представителей заинтересованного лица – главы муниципального образования Красноармейский район - Вакуленко О.В., Москвина Д.В.
при секретаре Савченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Красноармейского района Афисова Я.В. в интересах муниципального образования Красноармейский район к Совету муниципального образования Красноармейский район о признании решения Совета муниципального образования Красноармейский район от 27 декабря 2023 года незаконным, прекращения полномочий главы муниципального образования Красноармейский район Васина Ю.В.,
установил:
И.о. прокурора Красноармейского района Афисов Я.В. обратился в суд в интересах муниципального образования Красноармейский район с административным исковым заявлением к Совету муниципального образования Красноармейский район о признании решения незаконным, прекращения полномочий главы муниципального образования Красноармейский район Васина Ю.В.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению представителей АНО «Зеленая станица». В ходе проверки установлены факты несоблюдения главой МО Красноармейский район Васиным Ю.В. законодательства о противодействии коррупции.
Проверкой установлено, что в нарушение требований норм действующего законодательства, Васин Ю.В. не направил уведомление о возможности возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в связи с рассмотрением им вопроса о необходимости обращения в суд с исковым заявлением к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района», бывшим учредителем и в настоящий момент работником которой является его дочь – В.Н.Ю. Также им не принято мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении данного вопроса, подготовки и направлении в суд указанного заявления и реализации им полномочий истца по делу.
Так, В.Н.Ю. с 19 января 2019 года по 28 апреля 2021 года являлась учредителем ООО МП «ЖКХ Красноармейского района», с мая 2021 года по настоящее время занимает должность главного бухгалтера в указанной организации, периодически исполняет обязанности ее руководителя.
Васин Ю.В. достоверно знает о том, что его дочь работает в ООО МП «ЖКХ Красноармейского района», периодически руководит его деятельностью, за что на постоянной основе получает денежное вознаграждение.
07 сентября 2022 года глава администрации МО Красноармейский район Васин Ю.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района» о закрытии полигона твёрдых коммунальных отходов ст. Полтавской, которое не содержало ссылок на нормы закона и иных нормативных правовых актов, обстоятельств, на которых основывались исковые требования и подтверждающих эти обстоятельства доказательства.
Изложенное, в том числе, ненадлежащая подготовка искового заявления, отсутствие активной позиции истца при рассмотрении заявления, послужило основанием для принятия 30 ноября 2022 года Арбитражным судом края решения об отказе в его удовлетворении требований администрации МО Красноармейский район. 13 апреля 2023 года 15 Арбитражный апелляционный суд данное решение оставил без изменения.
Кроме того, в ходе проверки прокуратурой района установлены и иные факты несоблюдения Васиным Ю.В. антикоррупционных стандартов.
Так, в рамках декларационных компаний за 2020-2022 годы он представил недостоверные и неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Васин Ю.В. не указал в декларации счет №, открытый 03 октября 2014 года в ООО КБ «Кубань Кредит», который был закрыт 22 декабря 2021 года. Также не указаны счета супруги №, №, открытые 26 декабря 2015 года в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», №, открытый 06 декабря 2018 года в АО «Райффайзенбанк», №, открытый 27 октября 2021 года в АО «Тинькофф Банк».
Выявленные нарушения были отражены в представлении и.о. прокурора Красноармейского района от 27 ноября 2023 года в Совет МО Красноармейского района об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, противодействии коррупции. В акте реагирования прокуратурой района, в том числе, ставился вопрос об его безотлагательном рассмотрении и принятии всех необходимых мер к устранению и недопущению указанных в представлении нарушений законодательства впредь.
В ходе дополнительных надзорных мероприятий прокуратурой района установлено, что в бессрочном пользовании МП ЖКХ Красноармейского района (далее – МП ЖКХ) находился земельный участок с кадастровым № который использовался как полигон для твердых коммунальных отходов. Данный земельный участок не был переоформлен в срок, установленный Федеральным законом от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 01 июля 2012 года. В связи с чем, постановлением администрации МО Красноармейский район от 16 октября 2013 года № принято решение о проведении торгов (в форме аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, станица Полтавская, примерно 1500 м от ориентира по направлению на северо-запад. Указанное постановление подписал Васин Ю.В.
Согласно данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс» на момент пропуска срока руководителем МП ЖКХ Красноармейского района являлся родной брат Васина Ю.В. ? В.В.В., который занимал данную должность в период с 09 июня 2007 года по 19 февраля 2014 года, принят на неё вместо своего брата Васина Ю.В., являвшегося руководителем предприятия с 07 сентября 2002 года по 08 июня 2007года.
По итогам аукциона управлением муниципальной собственности МО Красноармейский район (далее ? УМС) заключен договор аренды указанного участка сроком на 49 лет с ООО МП «ЖКХ», работниками и учредителями которого впоследствии стал В.В.В. и дочь В.Н.Ю.
Впоследствии к данному договору заключались дополнительные соглашения от 21 июля 2014 года и от 27 февраля 2015 года.
Постановлением главы МО Красноармейский район от 25 апреля 2018 года № был снижен размер арендной платы, в связи со строительством на земельном участке двух нежилых помещений.
Кроме того, 11 мая 2017 года и 17 мая 2018 года УМС заключены договора аренды с МП ЖКХ земельных участков с кадастровыми № и № для использования деятельности, связанной со сбором и утилизацией отходов.
По мнению административного истца, Васин Ю.В. в течение длительного времени не принял меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, повлекшего извлечение прибыли лицами, состоящими с ним в родственных отношениях, являющимися учредителями и работниками ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района.
Выявленные нарушения были отражены и.о. прокурора района в информации, направленной 11 декабря 2023 года в Совет МО Красноармейский район в целях устранения нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции, и привлечению Васина Ю.В. к ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий.
27 декабря 2023 года представительным органом местного самоуправления организована и проведена сессия, на которой принято решение об отклонении представления и.о. прокурора Красноармейского района. По мнению административного истца, решение Совета является незаконным.
И.о. прокурора Красноармейского района Афисов Я.В. просит суд признать незаконными решение Совета от 27 декабря 2023 года. Установить факт наличия у главы администрации МО Красноармейский район Васина Ю.В. конфликта интересов и досрочно прекратить его полномочия, в связи с утратой доверия.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Красноармейского района Гриненко В.В. поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика – Совета МО Красноармейский район – Дерявко Р.Н. возражал против удовлетворения иска. В обосновании возражений Дерявко Р.Н. сослался на то обстоятельство, что 01 декабря 2023 года в Совет МО Красноармейский район поступило представление и.о. прокурора Красноармейского района от 27 ноября 2023 года, 11 декабря 2023 года поступила дополнительная информация к представлению.
26 декабря 2023 года комиссией по предотвращению и (или) урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в МО Красноармейский район, рассмотрены: уведомление главы района от 30 ноября 2023 года, представление и дополнительная информация и.о. прокурора Красноармейского района.
27 декабря 2023 года в адрес и.о. прокурора Красноармейского района направлен ответ, согласно которого комиссией не установлены основания для удаления главы в отставку.
В обосновании принятого решения комиссия сослалась на то обстоятельство, что одним из оснований удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Инициатива депутатов представительного органа МО об удалении главы в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
При этом, 27 декабря 2023 года на заседании Совета депутаты рассмотрели представление и дополнительную информацию к нему. Однако решение по инициированию предусмотренной законом процедуры об удалении главы муниципального образования в отставку не принималось. Вместе с тем, была проведена работа комиссии по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Красноармейский район. Совет принял к сведению информацию и.о. прокурора Красноармейского района от 27 ноября 2023 года.
Кроме того, по мнению Дерявко Р.Н., являются несостоятельными требования административного истца об установлении факта наличия у главы администрации МО Красноармейский район Васина Ю.В. конфликта интересов. В обосновании возражений Дерявко Р.Н. указал, что в бессрочном пользовании МП ЖКХ Красноармейского района находился земельный участок с кадастровым № который использовался как полигон для твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации МО Красноармейский район от 16 октября 2013 года № «О проведении торгов (в форме аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, станица Полтавская, примерно 1500 м от ориентира по направлению на северо-запад» выставлен на аукцион. Продажа права аренды на торгах в форме аукциона не предполагает действия в чьих-либо интересах, поскольку, посредством соблюдения открытых, нормативно установленных процедур, победителем на аукционе является лицо, предложившее наибольшую цену предмета торгов. Договор аренды заключён между Управлением муниципальной собственностью и ООО МП «ЖКХ».
В связи со строительством ООО МП «ЖКХ» двух нежилых помещений и возникновением прав собственности на них с кадастровыми № № заключен новый договор аренды сроком на 49 лет. Перерасчет годовой суммы арендной платы произведён с учетом внесения изменений постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 марта 2018 года №.
На основании постановлений администрации МО Красноармейский район от 20 марта 2017 года № и от 22 декабря 2017 № приняты решения о проведении аукционов на предоставление права на заключение договоров аренды муниципальных земельных участков с кадастровыми № и №. По итогам проведения аукционов управлением муниципальной собственностью заключены договора аренды с ООО МП «ЖКХ». Земельные участки использовались для осуществления деятельности, связанной со сбором и утилизацией отходов. Продажа права аренды на торгах в форме аукциона не предполагает действия в чьих-либо интересах, поскольку, посредством соблюдения открытых, нормативно установленных процедур, победителем на аукционе является лицо, предложившее наибольшую цену предмета торгов.
При этом, Васин Ю.В., как глава района, подписывая постановление о проведении аукциона, преследовал следующие цели: поступление арендных платежей в бюджет, повышение доходной части бюджетов всех уровней, которая позволит реализовать социальные проекты в районе, создание новых рабочих мест, развитие на перспективу технологических производств, вовлечение пустующих земельных участков из категории земель промышленности в гражданский оборот, и не имел никакой личной заинтересованности.
Кроме того, обращаясь с иском в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района» о закрытии полигона твёрдых коммунальных отходов ст. Полтавской, администрация предоставила достаточное количество доказательств, обоснованности заявленных требований. При подаче иска в суд и на протяжении судебных заседаний дочь Васина Ю.В. - В.Н.Ю. являлась работником юридического лица, исполнение обязанностей руководителя на неё не возлагалось.
По мнению Дерявко Р.Н., незаконными являются требования административного истца об установлении факта наличия у главы администрации МО Красноармейский район Васина Ю.В. конфликта интересов, поскольку суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Требование о досрочном прекращении полномочий главы МО Красноармейский район Васина Ю.В., в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию также является необоснованным.
Решением Совета муниципального образования Красноармейский район от 23 июня 2016 № утвержден Порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Красноармейский район.
10 октября 2023 года прокурором района на указанное решение был принесен протест, который рассмотрен на заседании очередной сессии Совета муниципального образования Красноармейский район 25 октября 2023 года и удовлетворен. После чего администрацией МО Красноармейский район разработан проект нормативно-правового акта в указанной сфере общественных отношений. При отсутствии утвержденного и соответствующего требованиям действующего законодательства Порядка предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Красноармейский район, принять меры по предотвращению возможного конфликта интересов не представлялось возможным.
Судебная защита прав и интересов неопределенного круга лиц администрацией района в арбитражном суде осуществлялась на должном профессиональном уровне с участием прокуратуры Краснодарского края, что также установлено комиссией.
Федеральным законом от 5 октября 2015 года 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» вступил в силу 17 октября 2015 года.
Статьи 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» изложены в новой редакции, согласно которым установлен механизм правового регулирования для лиц, замещающих муниципальные должности, предписывающий сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Ранее понятие «конфликт интересов» было нормативно установлено только в отношении лиц, находящихся на государственной (муниципальной) службе. Указанные обстоятельства, по мнению Дерявко Р.Н., также являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
Представители административного ответчика – Совета муниципального образования Красноармейский район – Максименко Е.П., Дыбля А.Г., Шутка М.В., Дробышева А.М., Асламова Э.Е., Кумпан Д.А., Строгановой А.И., Малютиной С.С., Ревенко В.И., Цыганок Д.А., Фоменко А.Н., Сушко И.А. поддержали доводы Дерявко Р.Н.
Представитель заинтересованного лица – главы муниципального образования Красноармейский район - Вакуленко О.В. с административным иском не согласен. В обосновании возражений Вакуленко О.В. сослался на то обстоятельство, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится вопрос принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Исключительная компетенция означает, что ни один орган в системе публичного управления, не наделен правом применения меры дисциплинарно-правового воздействия к выборному должностному лицу органа местного самоуправления, за исключением представительного органа муниципального образования.
27 декабря 2023 года представительным органом не принималось решение по удаления главы в отставку, проект такого решения не вносился. Круг субъектов, наделенных правом удалить главу района в отставку, строго органичен законом. Прокурор не наделен законом правом выдвижения такой инициативы. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования.
Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Такого уведомления глава района не получал. Кроме того, сослался на доводы, изложенные представителем Дерявко Р.Н.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Краснодарского края в судебное заседание не явился. От представителя Балабина Р.Ю. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 ч. 2 п. 2 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 218 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 39 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Красноармейского района Краснодарского края № от 14 марта 2011 года Васин Ю.В. избран главой муниципального образования Красноармейский район. Впоследствии он переизбирался на указанную должность. Решением Совета МО Красноармейский район № от 27 октября 2021 года Васин Ю.В. вновь избран главой муниципального образования Красноармейский район.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 1, 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 1, 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно части 1.1. статьи 131 Конституции Российской Федерации органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Согласно статье 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка по обращению представителей АНО «Зеленая станица», в ходе которой установлены факты несоблюдения главой МО Красноармейский район Васиным Ю.В. законодательства о противодействии коррупции.
01 декабря 2023 года в Совет МО Красноармейский район поступило представление и.о. прокурора Красноармейского района от 27 ноября 2023 года, 11 декабря 2023 года поступила дополнительная информация к представлению.
26 декабря 2023 года комиссией по предотвращению и (или) урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в МО Красноармейский район, рассмотрены: уведомление главы района от 30 ноября 2023 года, представление и дополнительная информация и.о. прокурора Красноармейского района.
27 декабря 2023 года в адрес и.о. прокурора Красноармейского района направлен ответ, согласно которого комиссией не установлены основания об удаления главы в отставку.
В обосновании принятого решения комиссия сослалась на то обстоятельство, что одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Инициатива депутатов представительного органа МО об удалении главы в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
При этом, 27 декабря 2023 года на заседании Совета депутаты рассмотрели представление и дополнительную информацию к нему. Однако решение по инициированию, предусмотренной законом процедуры об удалении главы муниципального образования в отставку, не принималось. Вместе с тем, была проведена работа комиссии по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Красноармейский район. Совет принял к сведению информацию и.о. прокурора Красноармейского района от 27 ноября 2023 года. С принятым решением прокурор не согласился.
По мнению административного истца, в нарушение требований норм действующего законодательства, Васин Ю.В. не направил уведомление о возможности возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в связи с рассмотрением им вопроса о необходимости обращения в суд с исковым заявлением к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района», бывшим учредителем и в настоящий момент работником которой является его дочь – В.Н.Ю. Также им не принято мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении данного вопроса, подготовки и направлении в суд указанного заявления и реализации им полномочий истца по делу.
Суд не может согласиться с изложенными доводами по следующим основаниям:
Судом установлено, что В.Н.Ю. с 19 января 2019 года по 28 апреля 2021 года являлась учредителем ООО МП «ЖКХ Красноармейского района», с мая 2021 года по настоящее время занимает должность главного бухгалтера в указанной организации.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 14 декабря 2023 года ООО Многопрофильное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Красноармейского района зарегистрировано в установленном законом порядке. Основной вид деятельности – обработка, утилизация отходов. При этом, В.Н.Ю., В.В.В. не являются учредителями данного предприятия.
При этом, согласно приказов ООО МП «ЖКХ» В.Н.Ю. является главным бухгалтером предприятия и исполняла обязанности генерального директора с 14 февраля 2022 года по 21 февраля 2022 года, с 29 июля 2022 года по 03 августа 2022 года, с 19 июня 2023 года по 21 июня 2023 года, с 28 августа 2023 года по 01 сентября 2023 года.
07 сентября 2022 года глава администрации МО Красноармейский район Васин Ю.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района» о закрытии полигона твёрдых коммунальных отходов ст. Полтавской.
Следовательно, в момент обращения администрации МО Красноармейский район, в лице Васина Ю.В., в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района» о закрытии полигона твёрдых коммунальных отходов В.Н.Ю. не исполняла обязанности генерального директора.
Согласно ст. 60 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о ненадлежащей подготовки искового заявления, отсутствие активной позиции Васина Ю.В., послужило основанием для принятия 30 ноября 2022 года Арбитражным судом края решения об отказе в удовлетворении иска, являются несостоятельными. Следует отметить, что 13 апреля 2023 года 15 Арбитражный апелляционный суд данное решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 ноября 2023 года возвращено заявление АНО «Зелёная станица» о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Следует отметить, что в обоснование заявленных требований представитель АНО «Зелёная станица» ссылался на то обстоятельство, что при подаче искового заявления администрации МО Красноармейский район к ООО МП «ЖКХ Красноармейского района» о закрытии полигона твёрдых коммунальных отходов, имел место сговор представителей истца и ответчика и другие злоупотребления правом. В заявлении имела ссылка на то, что дочь главы района Вакуленко Н.Ю. фактически является руководителем организации–ответчика. Изложенные факты, по мнению представителя АНО «Зелёная станица», свидетельствуют о признаках конфликта интересов и возможных злоупотреблениях правом со стороны главы района в пользу организации. В обосновании принятого решения, судья Арбитражного суда сослался на то обстоятельство, что доводы заявителя не отвечают признакам обстоятельств, приведённых в п.1 ч. 2 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю).
В силу ст. 64 ч. 2 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме того, и.о. прокурора ссылается на вынесенные Васиным Ю.В. постановления о проведении аукционов, заключения договоров аренды, снижения арендной платы, подписания дополнительных соглашений, в том числе и в период, когда данную должность занимал брат Васина Ю.В. – В.В.В. (с 09 июня 2007 года по 19 февраля 2014 года). Вместе с тем, следует отметить, что все принятые акты были предметом проверок прокуратуры Красноармейского района, и им давалась соответствующая правовая оценка. Следует отметить, что данные решения не отменялись.
Согласно статье 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. К уголовной ответственности глава МО Красноармейского района Васин Ю.В. не привлекался.
Кроме того, в ходе проверки прокуратурой района установлены и иные факты несоблюдения Васиным Ю.В. антикоррупционных стандартов.
Так, в рамках декларационных кампаний за 2020-2022 годы он представил недостоверные и неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе рассмотрения данного дела установлено, что распоряжением губернатора Краснодарского края от 11 января 2024 года № 1-р управлением контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений проводится проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении Васина Ю.В. Результаты проверки истцом не представлены суду. Поэтому доводы административного истца, по мнению суда, в данной части являются преждевременными.
В силу пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится вопрос принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Таким образом, учитывая конституционно-правовой запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, норма прямого действия, относящая к исключительной публично-правовой компетенции представительного органа муниципального образования вопрос принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку гарантирована также конституционно-правовой защитой, что исключает возможность игнорирования положений ФЗ 131-ФЗ, иных федеральных законов, муниципальных нормативных правовых актов, в интересах организованной группы лиц.
В силу статьи 36 ФЗ 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования Красноармейский район избран представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проведенного в установленном порядке. В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Удаление главы муниципального образования в отставку представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, круг субъектов, наделенных правом удалить главу района в отставку, строго органичен законом.
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу части 3 статьи 74.1. ФЗ 131-ФЗ инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования.
Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
В силу статьи 74.1 ч. 4, ч. 6 ФЗ 131-ФЗ рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования.
Обращение и проект предусмотренного законом решения в Совет муниципального образования Красноармейский район не вносились, что исключает возможность принятия оспариваемого решения представительным органом.
30 ноября 2023 года Васин Ю.В. направил уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом, комиссией установлено, что на протяжении всех лет, действия главы, в том числе, постановления администрации, подписанные главой, проверялись прокуратурой Красноармейского района и являлись законными и обоснованными. Указанные обстоятельства не опровергнуты административным истцом в ходе рассмотрения данного дела.
Заслуживает внимание и то обстоятельство, что прокуратура района проводила проверку по жалобам представителя АНО «Зелёная станица» Г.Н.Ю. Вместе с тем, согласно Выписке из ЕГРЮЛ АНО «Зелёная станица» зарегистрирована в установленном законом порядке, вид деятельности: предоставление консультационных услуг в области экологии, издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе, для слепых, в печатном виде.
Суд также обращает внимание и на то обстоятельство, что согласно письма прокурора Краснодарского края от 25 января 2024 года №, направленного в адрес Г.Н.Ю. по аналогичным фактам, прокуратурой Краснодарского края не установлены обстоятельства для обращения в суд с иском о досрочном прекращении полномочий главы МО Красноармейский район Васина Ю.В.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск и.о. прокурора Красноармейского района не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Красноармейского района Афисова Я.В. в интересах муниципального образования Красноармейский район к Совету муниципального образования Красноармейский район о признании решения Совета муниципального образования Красноармейский район от 27 декабря 2023 года незаконным, прекращения полномочий главы муниципального образования Красноармейский район Васина Ю.В. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд.
Судья
